Главная Тесты ЕГЭ Книги Ресурсы Веб-каталог Форум О портале
сегодня: четверг, 2 мая 2024
Новости мира науки

ГЛОНАСС станет полным к концу 2010 года (02.06.2010)

Орбитальная группировка системы глобального позиционирования ГЛОНАСС в этом году будет доведена до полного состава. Об этом сообщил накануне глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов.

Напомним, что сроки по созданию полного цикла отечественной навигационной спутниковой системы сдвигались неоднократно — ранее руководство Роскосмоса обещало довести численность орбитальной группировки системы ГЛОНАСС до необходимых24-х спутников еще в 2007 году.

И вот во вторник, выступая на открывшемся 1 июня 4-м международном форуме по спутниковой навигации, глава Роскосмоса Анатолий Перминов заверил, что к концу текущего года система ГЛОНАСС будет доведена до полного состава. На сей раз сомневаться в том, что Роскосмос выполнит эти обещания, по всей видимости, нет.

А. Перминов напомнил, что сейчас в составе орбитальной группировки системы ГЛОНАСС насчитываются 23 спутника. 21 из них используется по целевому назначению, два находятся в орбитальном резерве. «Планируется запуск трех аппаратов типа«Глонасс-М» в августе. Еще три аппарата этого же типа будут запущены в ноябре«- отметил он. Кроме того, продолжил он, первый навигационный спутник нового поколения типа «ГЛОНАСС-К» будет запущен в декабре 2010 году. Таким образом, заметил А. Перминов, до конца текущего года орбитальная группировка системы ГЛОНАСС пополнится семью космическими аппаратами. «К концу 2010 года точность системы будет доведена до 5,5 м, — сообщил А. Перминов. — В 2011 году этот показатель будет доведен до 2,8 м».

Кроме того, А. Перминов отметил, что в Роскосмосе помнят о том, что использовать ГЛОНАСС рационально нужно не только в военных целях, но и в гражданских сферах деятельности.

К настоящему времени в России разработаны 33 образца навигационной аппаратуры потребителей для гражданских пользователей системы ГЛОНАСС и 38 образцов — для специальных пользователей", — соообщил он. Кроме того, по его оценке, в настоящее время оснащены навигационной аппаратурой потребителей 20 проц воздушных судов, 30 проц — морских и речных судов, 63 проц — автотранспорта«. А. Перминов сообщил, что поставлена задача в 2011 г оснастить навигационной аппаратурой потребителей системы ГЛОНАСС 100 проц транспортных средств министерств и ведомств РФ.

Говоря о прикладных задачах, которые можно решать с помощью системы ГЛОНАСС, А. Перминов напомнил, что «вы знаете про странное поведение моста в Волгограде». «Мы предложили свои услуги для обеспечения мониторинга состояния этого моста», — сообщил он. А. Перминов считает, что «аналогичные работы надо провести на всех объектах транспортной инфраструктуры России».

Кроме того, в Роскосмосе постоянно держат в уме и политическую составляющую проекта по полномасштабному развертыванию системы ГЛОНАСС сначала на всей территории страны, а затем и за ее пределами.

«С переходом на спутники „ГЛОНАСС-К“ точность системы ГЛОНАСС станет сопоставимой с точностью американской навигационной системы GPS — единственной зарубежной развернутой навигационной системы», — заявлял ранее глава пресс-службы Роскосмоса Александр Воробьев. В декабре 2009 года, он, в частности, сообщил, что спутник «ГЛОНАСС-К» сможет определять положение предметов с точностью до 5 м и сравниться по этому показателю с американской GPS, а по достижении глобального охвата в 1,5 раза превзойдет ее.

Напомним, что вице-премьер Сергей Иванов, курирующий деятельность Роскосмоса, ранее неоднократно критиковал это ведомство за медлительность в ходе реализации программы по развертыванию системы ГЛОНАСС, обращая внимание на то, что конкуренция с GPS явно проиграна.

На одной из встреч с премьер-министром Владимиром Путиным С. Иванов посетовал на то, что «состав орбитальной группировки еще не обеспечивает на 100 процентов доступность услуг ГЛОНАСС на территории страны, а точностные характеристики не соответствуют современным требованиям».

По его словам, несколько сложнее, медленнее идет изготовление наземной аппаратуры потребителя. Это связано со значительным отставанием российской микроэлектроники.

«Но и здесь мы предпринимаем меры, — заверил вице-премьер. — Я возглавляю, вы знаете, межведомственную рабочую группу по ГЛОНАССу, ежемесячно мы эти вопросы обсуждаем. Ожидается, что к концу этого года /2009 года — прим ред/ наша микроэлектроника будет способна производить так называемый чипсет, который позволит нам выпускать бытовую аппаратуру — мобильные телефоны, так называемые наладонники ГЛОНАССа и наземную аппаратуру потребителя для личных автомашин, конкурентоспособную с GPS, как по техническим характеристикам, так и по цене. Мы стремимся коммерциализировать ГЛОНАСС».

Напомним, что еще несколько лет назад, в бытность президентом, В. Путин с неудовольствием отмечал, что некоторые предприятия и даже субъекты РФ заключили контракты и пользуются услугами американской глобальной системы GPS, функционально аналогичной российской. Система ГЛОНАСС должна составить серьезную конкуренцию американскому аналогу на рынке, поставил тогда задачу В. Путин. Для этого, по его убеждению, отечественная навигационная система в самое ближайшее время должна быть запущена в коммерческое использование. Он также сказал тогда о необходимости внедрения ГЛОНАСС повсеместно на всей территории России, «иначе, мы с Вами понимаем, мы не сможем держать ее постоянно на федеральном бюджете. Она должна быть коммерциализирована. Вот этого нужно добиться».

Как видим, сегодня А. Перминов постарался снять критические замечания главы правительства и в этом вопросе. Отметим лишь, что ремарка А. Перминова по поводу моста в Волгограде появилась также неслучайно — ранее С. Иванов докладывал В. Путину, что ГЛОНАСС активно устанавливается на новых, сложных и опасных сооружениях — таких, как большие мосты, отметив, что на плотинах, на гидротехнических сооружениях это дает моментально огромный эффект.

Излишне говорить о том, что для Роскосмоса ГЛОНАСС является одним из топовых направлений деятельности, хотя отметим, что так было и тридцать лет назад, но при этом этот факт не стал гарантией того, что проект продвигается быстро.

Напомним, что первый спутник ГЛОНАСС вывели на орбиту в 1982 году, а с 1993 года систему официально приняли в эксплуатацию. Ее принцип состоит в одновременном приеме сигнала на Земле сразу с нескольких спутников. Они находятся на трех орбитах, которые располагаются под углом друг к другу и делят всю поверхность Земли на 3 части. На каждой орбите должно работать по 8 аппаратов.

Как сообщается на сайте Роскосмоса, в недалекой перспективе применение системы ГЛОНАСС расширится. В первую очередь, она будет применяться для быстрого оповещения при дорожных авариях, для чего все автомобили придется оснастить приемными устройствами. Новые технологии позволят автоматически передать координаты с места аварии, вычисленные приемным устройством, вместе с телефонным звонком на общий номер 112, отведенный в России для экстренных служб. В рамках проекта «Социальный ГЛОНАСС» миниатюрные модули, способные принимать сигнал двух систем, начнут встраивать в сотовые телефоны. Это поможет ориентироваться пожилым и плохо видящим людям, а родителям — всегда знать, где находятся их дети.

Орбитальная группировка ГЛОНАСС предназначена для предоставления услуг спутниковой навигации неограниченному числу отечественных и зарубежных пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Благодаря ГЛОНАСС с помощью портативных спутниковых приборов-навигаторов можно определять местоположение, скорость движение объектов и людей с точностью до метра.

Однако, несмотря на все неоспоримые преимущества системы, продвижение проекта ГЛОНАСС в России проходит очень трудно.

Например, в декабре 1995 года орбитальная группировка была развернута до штатного состава — 24 спутника, однако впоследствии из-за недофинансирования вновь сократилась до ограниченного состава.

В августе 2001 года была принята Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», согласно которой полное покрытие территории России планировалось уже в начале 2008 года, а глобальных масштабов система достигла бы к началу 2010 года. Для решения данной задачи планировалось в течение 2007—2009 годов произвести шесть запусков носителей и вывести на орбиту 18 спутников. Таким образом, к концу 2009 года группировка должна была вновь насчитывать 24 аппарата.

Однако в конце 2007 году стало понятно, что в эти сроки уложиться невозможно, а куратор проекта, тогдашний первый вице-премьер правительства РФ С. Иванов заслужил «крепкую» критику в свой адрес от высшего руководства страны. Досталось два года назад и главе «Роскосмоса» А. Перминову.

Жалобы А. Перминова на нехватку предусмотренных Федеральной целевой программой «ГЛОНАСС» денежных средств для надежной работы системы, только повысили «критический» градус заявлений С. Иванова в адрес этого ведомства: он фактически указал на срыв этой программы и сообщил, что она будет изменена. «Очевидные упущения при проектировании ФЦП „ГЛОНАСС“ привели к тому, что сегодня мы вынуждены будем вносить в программу изменения в целях безусловного доведения характеристик системы ГЛОНАСС до конкурентоспособного уровня», — сказал тогда С. Иванов.

В конце марта 2008 г совет главных конструкторов несколько скорректировал сроки развертывания космического сегмента ГЛОНАСС, согласно которым, были растянуты во времени сроки запуска в космос всех 24 спутников ГЛОНАСС. Судя по последним заявлениям А. Перминова, в течение 2010 года Роскосмос, наконец-то, дооснастит систему ГЛОНАСС последним необходимым спутником.

Наука и технологии России

Год учителя

© Создание сайта, реклама в интернете - WebMar.ru
При использовании материалов с сайта гиперссылка обязательна.
наша почта