Главная Тесты ЕГЭ Книги Ресурсы Веб-каталог Форум О портале
сегодня: среда, 24 апреля 2024
Новости мира науки

Модель молекулы вместо неваляшки (05.06.2010)

Учёные, как и все люди, родом из детства. Какие игрушки и развлечения могут впоследствии если не вылиться в увлечение наукой, то хотя бы помочь ребёнку увереннее постигать её основы и, главное, сделать мир знаний дружественным для освоения в условиях тотального информационного шума? Таким вопросом задаётся молодая мама Елена Гутарук.

Вращающиеся под музыку мобили, пёстрые развивающие коврики, фигурки не всегда понятного вида, главным достоинством которых, как мне иногда кажется, являются всевозможные вставки: шелестящие, бликующие, разные на ощупь… Объём данных, которые, играючи, получают в среднем современные малыши, намного превосходит тот, что был «доступен» их ровесникам лет десять назад. Учитывая постоянный рост информации, трудно предположить, как будут выглядеть игрушки, скажем, для самых маленьких ещё лет через десять, когда, согласно результатам недавнего исследования компании IDC«Десятилетие цифровой вселенной – вы готовы к этому?», между 2009 и 2020 годами объём ежегодно создаваемой информации увеличится в 44 раза.

Темпы роста цифровой вселенной с 2009 по 2020 год. В 2009 году объём цифровой информации достиг 800 миллиардов гигабайт (0,8 зеттабайта). Один зеттабайт равен триллиону гигабайт. Источник: Отчёт о комплексном исследовании «Десятилетие цифровой вселенной – вы готовы к этому?» («A Digital Universe Decade – Are You Ready?»), проведённом компанией IDC по заказу американской корпорации EMC, май 2010 года

 

 

 

 

 

Глыба данных, уже нависающая над нами, способна подорвать интерес и доверие к знаниям самим фактом своего существования. Ещё в 80-х годах прошлого века Джон Нейсбитт писал в книге «Мегатренды»: «Мы тонем в информации, но испытываем голод по знанию. С информацией такой концентрации просто невозможно справиться при помощи доступных ныне средств. Неконтролируемая и неорганизованная, она перестаёт быть ресурсом в информационном обществе и – становится врагом».

Как в условиях всё усиливающегося информационного шторма научить детей штурмовать вершины науки; ориентироваться в огромных потоках данных; находить смыслы среди обилия часто противоречивых сведений; натренировать ум, чтобы без устали воспринимать (кому-то и производить) всё новые и новые знания? Над этими вопросами думают не только родители, законодатели и учёные, но и создатели игрушек.

При работе с огромными объёмами данных важно уметь концентрировать внимание. Игра Mindflex тренирует этот навык. Источник: сайт mindflexgames.com

 

 

 

 

 

 

 

 

Забота о бабочках

Сфера производства игрушек чутко реагирует на увеличение информационной вселенной. Об этом говорит хотя бы тот факт, что около 75 процентов от всех предложений на этом рынке составляют принципиально новые игрушки. Их прототипами, как заметно по спискам лучших подарков к Рождеству, становятся популярные медийные фигуры, любимые киноперсонажи, наиболее востребованные в «серьёзном» мире предметы – в общем, всё, что интересно взрослым и к чему они готовы приобщать подрастающее поколение, прописывается и в мире игровом.

По игрушечным рейтингам можно также проследить, как усиливается тенденция к использованию технологий в развитии детей с самых малых лет.

Разработки в этой области ведутся на самом высоком научном уровне (в частности, интересными проектами под вывеской «Детсад навсегда» занимается лаборатория медиа в Массачусетском технологическом институте), и в дополнение к традиционным умным игрушкам приходят научные, наукоёмкие.

В рамках концепции edutainment (англ. слово-чемоданчик, созданное сложением education и entertainment – соответственно «образование» и «развлечение») или, по-нашему, «учись играя», которую активно продвигают педагоги, ценят потребители и довольно активно эксплуатируют производители детских товаров, на рынок каждый год выводится огромное множество интерактивных развивающих игрушек, более того, настоящих образовательных систем. Для обучения детей рисованию и грамоте предлагается, к примеру, использовать такие устройства, как графические планшеты и системы для чтения – специальные книги с электронной ручкой, которая при наведении на слова или картинки озвучивает их (доступные варианты для российскогои англоязычного рынков). Думается, не далёк тот день, когда появятся игрушки с использованием технологии дополненной (вариант: обогащённой) реальности, суть которой – в «наслаивании» той или иной информации поверх изображения реального мира, которое передаётся на монитор какого-нибудь устройства с функцией обработки видео. (Данную технологию пока только начинают осваивать компании-трендсеттеры, как, например, Google, Apple, Nokia, и имеющиеся приложения выполняют в основном презентационные, навигационные и развлекательные функции.)

Несмотря на давние опасения педиатров относительно уместности для маленьких детей просмотра видео с монитора компьютера или экрана телевизора, выпускают целые коллекции фильмов для малышей (большой популярностью у российских мам пользуются серии Baby Einstein, Brainy Baby). Судя по комментариям родителей, уже опробовавших подобные обучающие инновации, благодаря им дети охотно погружаются в насыщенную интеллектуальную (соответственно их возрасту или даже с опережением) среду и со временем весьма уверенно оперируют большим объёмом данных.

Во многих отзывах отмечается и то, что данные развивающие видео настолько увлекают малышей, что на время «киносеанса» взрослые могут спокойно заняться своими делами. Для нынешних родителей, у которых помимо важных забот бывает потребность поиграть и в свои любимые игрушки, данная опция, безусловно, притягательна. Есть, правда, и её оборотная сторона: подобные дидактические подпорки невольно провоцируют или подпитывают желание самоустраниться из образовательного процесса, передоверив его почти-всё-могущим технологиям.

Производители развивающих игр и игрушек применяют наукоёмкие технологии не только для того, чтобы в «продвинутой» и увлекательной форме преподнести полезные детям сведения.

Есть класс игрушек, знакомящих юное поколение с разработками, которые, возможно, уже очень скоро войдут в повседневную реальность.

Так, известная американская компания Uncle Milton выпустила гоночные машинки, работающие от солнечных батарей, а компания Mattel создала на основе анализаторов мозговой активности настольную игру Mindflex, в которой надо одной силой мысли управлять маленьким шариком.

Детям не боятся доверить не только секреты инноваций, но вверяют самые хрупкие, какие только могут быть, «игрушки» – живые системы, приучая на примере братьев наших меньших заботиться о мире большом. В западных интернет-магазинах детских товаров среди бестселлеров, в частности: аквариумы с замкнутыми экосистемами, где обитают креветки, рачки и водоросли; муравьиные фермы; контейнеры с божьими коровками или гусеницами, которые затем превращаются в красивых бабочек.

Детская лаборатория

Насыщать мозг достаточно серьёзной информацией ребятишкам предлагается чуть ли не с пелёнок. Причём сюжеты подключения к реальному миру бывают достаточно жёсткими, отчего невольно возникает мысль, что многие современные игрушки создавали истинные кидалты (от англ. kidult: взрослый-ребёнок; речь о людях, у которых границы между детством и взрослой жизнью несколько размыты). Этакий взгляд на «изнанку» жизни даёт выпущенная для американского рынка игрушка-лабиринт в виде человеческого скелета с весьма натуралистично прорисованной мускулатурой – предназначена трёхлеткам. Отечественная компания «Пирамида открытий» знакомит с игрой с аналогичной картинкой детей от четырёх лет. Для шестилетних доступны конструкторы молекул и вирусов (также встречаются плюшевые модели внутренних органовэлементарных частиц имикробов). Восьми- и десятилетние детишки, по замыслу создателей наборов для выделения ДНК из клеток луковицы или томата, вполне готовы к постижению тайн жизни на ещё более тонких уровнях. Так, постепенно в интерьере детской оказывается всё больше объектов, которые куда уместней смотрятся в научной лаборатории под микроскопом или в телескоп.

Столь ранний разгон к научным горизонтам безусловно имеет смысл, если готовить ребёнка к работе исследователя, ориентируясь, к примеру, на прогнозы перспективных профессий (см. свежий обзор Forbes), которые говорят о том, что в ближайшие десятилетия одними из самых востребованных на рынке будут именно учёные-естественники и специалисты по обработке данных, в том числе научных. Но и без оглядки на этот профориентационный фактор научные игрушки полезны хотя бы тем, что помогают ребёнку стать «более наблюдательным и аккуратным, научиться отличать факты от вымысла, лучше понимать и любить мир» (эти слова из аннотации к набору «Юный химик» от компании «L-МИКРО», которая, кстати, является спин-оффом сотрудников автомобильного факультета завода-ВТУЗа при ЗИЛе).

Всё-таки очень сильный этот образ – растущая глыба цифровой вселенной, в которой предстоит искать смысл и работать со смыслами нынешним детям. Надо, пожалуй, попробовать найти погремушку в виде глобуса, и чтобы с рельефной поверхностью…

Елена Σ Гутарук

Наука и Технологии России

 

Год учителя

© Создание сайта, реклама в интернете - WebMar.ru
При использовании материалов с сайта гиперссылка обязательна.
наша почта